+7(499)553-09-03
Пн-Пт с 8:30 до 20:30 info@bigcitybike.ru

Безопасность и средства защиты

ШЛЕМЫ, ПЕРЧАТКИ И ПОДДЕВКИ

Как почти все, чем мы занимаемся, езда на велосипеде потенциально опасна. Наши виды деятельности могут оставаться относительно безобидными, пока мы отдаем себе отчет в существующих рисках и принимаем соответствующие меры предосторожности. Вот и езда на велосипеде требует принятия определенных превентивных мер, причем независимо от длительности поездки. Поскольку езда предполагает ба­лансирование на двух колесах, постоянно присутствует риск падения. Большинство падений не имеют серьезных последствий, однако травмы возможны.

Наиболее уязвимая часть тела — голова. Считается, что современные велосипедные шлемы предотвращают в дорожных происшествиях около 85% травм головы. Они способны поглотить энергию очень сильного удара. У большинства моделей эффект достигается за счет вспененного полистирола, используемого также в упаковочной промышленности. Шлем формуется из этого мягкого материала и затем покрывается оболочкой из более твердого пластика. В случае падения вспененный полистирол поглощает силу любого приходящегося на голову удара, а жесткая оболочка позволяет шлему скользить по дороге, снижая вероятность повреждения шеи при неконтролируемом движении упавшего велосипедиста по поверхности дороги. Вспененный полистирол не восстанавливает свою форму, а потому поврежденный шлем нуждается в замене. Дорого? Да, но дешевле, чем обойдется вам травма головы.

Шлемы изготавливаются в соответствии с несколькими сходными стандартами. Наи­более авторитетные — SNELL, ANSI и BS (британский). В каждом случае соответствие шлема тому или иному стандарту будет указано на этикетке с внутренней стороны. Только такие и надо покупать. Никогда не садитесь на велосипед, не надев шлема.

Шлем должен удобно сидеть на голове, не сдавливая ее. Отчасти подогнать его по форме головы можно регулировкой ремешков. Желаемый результат достигается методом проб и ошибок. Выбор верных регулировок, чтобы пряжки не врезались в подбородок, сделает ощущения более комфортными.

Большинство шлемов имеют внутри регулируемые прокладки, которые можно перемешать для получения идеальной посадки. Правильно подогнанный шлем не должен высоко сидеть на макушке. Передний край шлема обычно располагается где-то на середине лба, в нескольких сантиметрах над бровями.

В некоторых странах ездить по дорогам без шлема запрещено, а многие организованные мероприятия делают наличие шлема непременным условием участия. Даже если ношение шлема необязательно, невозможно привести сколько-нибудь убедительных доводов в пользу риска езды без шлема.

Есть и другие предметы экипировки, способные снизить риск, по крайней мере уменьшить серьезность травм, полученных в случае падения с велосипеда. Простое средство защиты — наличие не менее двух слоев одежды. Да-да, даже в жаркий день. Если при падении на вас только один слой, он прилипает к телу, и дорожное покрытие легко протрет его, а потом и кожу, когда вы, упав, будете скользить по дороге. Дорожная терка — вещь крайне неприятная. Если же на вас два слоя одежды, внешний скользит по внутреннему, действуя почти как смазка, и повреждения, получаемые в этом случае от скольжения по дороге, гораздо менее тяжелые

Велосипедные перчатки без пальцев — еще одна защита от травм. При падении вы инстинктивно подставляете руки, стремясь защитить тело и голову.  Предотвратить повреждение ладоней позволит пара хороших велоперчаток. Иногда даже небольшое падение может стать причиной порезов и ссадин на руках, из-за которых несколько дней больно будет держаться за руль. Нарушенным окажется ваш график или станет невозможным дальнейшее участие в работе, которой вы ждали и к которой целенаправленно готовились.

Нуждаются в защите и глаза. Если ваше зрение пусть и на мгновение пострадает от попавшей в глаз мошки или соринки, этот мелкий инцидент может закончиться тяжелым падением. Определенную защиту обеспечат и солнцезащитные очки, но они не особенно подходят для велосипедистов.

Одна из проблем в том, что они, скорее всего, будут пропускать под себя поток воздуха, отчего глаза могут слезиться или спустя какое-то время у вас может появиться раздражение. Очки, специально предназначенные для велосипедистов, исключат такого рода неприятности. Часто на них могут устанавливаться разные линзы: бесцветные — для езды, когда небо затянуто плотными облаками, желтые — для лучшей видимости в дождь и темные — для солнечной погоды.

Если приобретение специальных очков вашим бюджетом не предусмотрено, по крайней мере внимательно изучите ассортимент магазина, торгующего солнцеза­щитными очками, и подберите те, которые смогут уберечь ваши глаза от дорожных сквозняков и пыли.

ОСМОТРИТЕЛЬНАЯ ЕЗДА

Как уже указывалось ранее, когда речь шла о технике езды в потоке транспорта, первая ваша «линия обороны» — яркая разноцветная одежда. Это касается и большинства других условий велосипедной езды. Когда приходится делить дорогу с другими транспортными средствами, вы чрезвычайно уязвимы, и заметность — ключевой фактор вашей безопасности.

Помните, что далеко не все водители воспринимают велосипедистов как рав­ноправных участников дорожного движения, многие видят в них лишь досадную помеху на своем пути. Во взаимоотношениях автомобилистов и велосипедистов последние всегда выступают в роли бедных родственников. Не вступайте в заведомо обреченную борьбу.

На городских улицах не пытайтесь занять конфронтационную позицию. Если водитель автомобиля совершает глупый или даже запрещенный и опасный для вас маневр, не пытайтесь ответить ему чем-то подобным. Зачастую водители даже не сознают, что то, что они делают, может как-то вам угрожать.

Сигнализируйте о своих намерениях всякий раз, когда нужно отклониться от прямолинейного пути. Даже при небольшом смещении к центру полосы во избежание столкновения с паркующимся автомобилем указывайте рукой направление, в котором собираетесь переместиться, чтобы едущие за вами автомобилисты были в курсе ваших пред­стоящих действий.

Если едете по дороге с более, чем одной размеченной полосой в одном направлении и ваша полоса сужается из-за припаркованных автомобилей, дорожных работ или еще по какой-то причине, необходимо убедиться, что в месте сужения вас не догонит едущий сзади автомобиль. Сначала подайте сигнал, а затем смещайтесь к центру полосы, имея достаточный запас времени, чтобы занять прочное новое положение на полосе. Тем самым вы поставите водителей в известность о своих планах и предостережете от попыток протиснуться мимо вас на узком участке дороги. Как только дорога вновь начнет расширяться, возвращайтесь к обочине и жестом поблагодарите водителей, которым пришлось сбросить скорость, чтобы дать вам проехать.

Заранее подавайте сигналы, в особенности если собираетесь перестроиться перед перекрестком для поворота. Будьте особенно внимательны у светофора и следите за транспортом, поворачиваю­щим на перекрестке, на котором вы находитесь. Хотя эти машины должны вас пропустить, особо полагаться на это не стоит. Иногда водители просто не замечают вас в сутолоке уличного движения и поворачивают, полагая, что путь свободен. Иногда едут наперерез, думая, что велосипед настолько медленное транспортное средство, что времени у них достаточно. В любом случае, если не будете настороже, возможно, дело закончится испытанием на прочность вашего шлема.

Держите в поле зрения припаркованные автомобили. Если водитель еще в машине, не исключено, что он распахнет перед вами дверцу. Если так и случится, а вы не будете к этому готовы, пострадать может и велоси­пед, и вы сами.

Пользуясь велосипедом для ежедневных поездок по городу, избегайте магистралей с напряженным движением. Часто объезд по прилегающим улочкам обеспечит вам более безопасную и спокойную поездку, по крайней мере на каком-то отрезке вашего маршрута. Точно так же, если маршрут не отличается хорошим дорожным покрытием или на нем ведутся работы, переключитесь на альтернативный, пусть даже дорога в этом случае займет у вас чуть больше времени.

В условиях напряженного уличного движения принимайте все меры предосто­рожности, всегда предполагайте худшее и соответствующим образом планируйте свои поездки.

ДОРОЖНЫЙ ЭТИКЕТ

Всегда двигайтесь в направлении транспортного потока, держитесь правой стороны дороги. Когда другие участники движения пропускают вас на пересечении дорог, благодарите их за любезность взмахом руки. Тем самым вы не только сделаете водителю приятно, но, что более важно, покажете, что поняли его и будете пересекать линию его движения.

Даже при наличии специальных велодорожек велосипедисты, как правило, не обязаны пользоваться только ими, съезжая с обычной дороги. Часто велодорожки либо предназначены для школьников или взрослых людей, не торопясь едущих на дорожных велосипедах, либо плохо спланированы. В любом случае они могут быть не менее опасны для велосипедистов, чем автодороги. Если имеются хорошие велодорожки с полосой для безопасного проезда медленно едущих велосипедистов, есть смысл пользоваться ими и не подвергать себя риску, связанному с движением в смешанном транспортном потоке.

Останавливайтесь на красный сигнал светофора. Среди велосипедистов бытует представление, что перед светофором им можно не останавливаться. Подобное поведение не только опасно и противозаконно, но и добавляет аргументов и укрепляет позиции автомобилистов, которые хотели бы, чтобы велосипедистам вообще было запрещено пользоваться автодорогами.

Не ездите по пешеходным тротуарам, если только не имеется специальных знаков, разрешающих это делать. Иногда очень соблазнительно воспользоваться тротуаром ради сокращения пути или объезда автомобильной пробки, однако подобные действия идут в ущерб имиджу велоспорта и велосипедистов. Пешеходы, которых вы нервируете, проносясь от них в нескольких сантиметрах на пешеходном тротуаре, спустя какое-то время наверняка превратятся в водителей.

ДОРОЖНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Существуют обязательства, налагаемые на участников дорожного происшествия. Выясним, что от вас требуется в случае происшествия с участием другого транспортного средства и, в частности, при наличии пострадавших.

Основные правила поведения водителя, причастного к ДТП, то есть участника ДТП:

  • немедленно остановить и не трогать с места транспорт, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять меры предосторожности на месте происшествия, чтобы предупредить другие несчастные случаи, включить аварийную световую сигнализа­цию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);
  • принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи по­страдавшим, вызвать «скорую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учре­ждение;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части нужно предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшест­вию, и принять все возможные меры к их сохранению в неизменном виде и организации объезда места происшествия;
  • сообщить о случившемся работникам милиции;
  • записать фамилии и адреса свидетелей и очевидцев происшествия;
  • ожидать прибытия сотрудников милиции.

Помощь пострадавшим должна быть главным вашим приоритетом. Используйте для этого все возможности. Если повезет, первый же остановившийся автомобиль сможет отвезти пострадавшего в больницу. Учтите, что пострадавших не извлекают из автомобиля (до «скорой помощи»), если нет прямой опасности для их жизни. В этой ситуации особенно важно не забыть номер телефона милиции — 02. и «скорой помощи» — 03!

Если произошла авария с участием автомобиля, покинувшего место происшествия, необходимо по крайней мере записать номерной знак его машины, запомнить ее марку, цвет, число ехавших в ней людей. Эти данные следует сообщить ближайшему сотруднику полиции. Это поможет разобраться в причинах ДТП, тем более, что это могут быть единственные сведения. Это действительно необходимо записать, однако немногие велосипедисты имеют при себе ручку и бумагу, и при их отсутствии остается положиться на собственную память. Если у вас есть мобильный телефон, номер машины можно ввести в его память как обычный телефонный номер.

Кроме того, постарайтесь выяснить имя и адрес водителя. Лечение пострадавшего наверняка будет стоить денег, и расходы могут либо покрываться, либо не покрываться медицинской и другими страховками. В большинстве случаев виновнику происшествия можно будет предъявить те или иные претензии.

Когда пострадавшему будет обеспечена необходимая помощь, можно приступать к расследованию происшествия. Если авария не затронула никого из посторонних, не составит труда выяснить, была ли ее причиной ваша невнимательность или какие-то внешние факторы, например, выбоина в дороге, поломка или прокол колеса.

Очевидно, что первейшее средство безопасности, которое следует иметь при себе — это мобильный телефон. Простой звонок кому-то из родственников или знакомых с просьбой вызвать помощь в случае поломки, прокола колеса или дорожного происшествия способен превратить потенциальную трагедию в досадную неприятность, которая разрешается простым нажатием кнопки.

ЕЗДА ВЕЧЕРОМ И НОЧЬЮ

Никогда не ездите в темноте без света. Даже в сумерки, то есть после захода солнца до наступления полной темноты водителю очень трудно разглядеть пешехода или вело­сипедиста. И даже на хорошо освещенных городских улицах не думайте, что вас хорошо видно уже потому, что сами вы видите, куда едете.

Минимальный вечерний и ночной набор снаряжения состоит из работающей от аккумулятора передней фары белого света и красного заднего фонаря на светодиодах, потребляющих очень небольшое количество энергии.

Если вам приходится ездить в темноте, скажем, чтобы добраться с работы домой, есть несколько вариантов выбора осветительного оборудования для вашего велосипеда. Кон­кретный его состав, вероятно, будет зависеть от того, насколько часто вам приходится пользоваться велосипедом в темноте и насколько продолжительны такие поездки.

Фонари на сменных элементах питания могут стать разорительными для тех, кто регулярно ездит ночью, так как менять батарейки придется часто.

Хорошая альтернатива — аккумуляторы, если только вы не будете забывать свое­временно их заряжать.

Современные светодиоды великолепны, в продаже имеются велофонари с тремя белыми светодиодами, потребляющими очень мало энергии, а потому маленьких элементов с лихвой хватит и на очень длительную повседневную поездку, и на вечернюю тренировку. К тому же светодиоды дают очень мощный белый свет широкого рассеяния, а не узкий пучок, который не столько освещает, сколько создает тени. Это важно, если вы тренируетесь на неосвещенных загородных дорогах. Полезно также будет иметь легкий налобный фонарь, сходный с теми, которыми пользуются восходители и туристы.

Дополняющий фару на велосипеде, основное предназначение которой — делать вас более заметным на дороге, налобный фонарь действительно светит туда, куда вы смотрите, а не на небо, придорожные кусты или полосу встречного движения. Он будет освещать то, что вам нужно видеть — край дорожного полотна, препятствия и выбоины в дорожном покрытии.

Отличный пример таких фонарей вы можете найти на этой странице http://magicshine.ru/

Светоотражающие куртки и перекрестные ремни — еще один тип устройств пассивной безопасности, делающих вас более заметным в темноте. Полезны и светоотражающие наклейки на педалях или задниках обуви, которые сзади выглядят как мелькающие вверх—вниз маленькие фонарики и привлекают внимание.

Какими бы другими средствами вы ни воспользовались, чтобы быть замеченным на ночной дороге, минимальный комплект должен включать мощную фару белого света впереди и хорошо заметный красный фонарь сзади велосипеда.

Помните, что если водитель автомобиля вас не увидит, исход ночной поездки может быть самым печальным.