+7(499)553-09-03
Пн-Пт с 8:30 до 20:30 info@bigcitybike.ru

Манифест велопередвиженца: Теория

Любая свобода подразумевает не просто некий статус, а постоянное усилие быть свободным, в том числе и целый арсенал средств и методов. Само по себе, скажем, право на передвижение не столь уж содержательно, ведь то, что можно сказать про передвижение здорового человека, нельзя утверждать про инвалида-колясочника, потому как средства и возможности у них сильно отличаются (особенно в нашей стране – родине параолимпийских чемпионов), хотя право у обоих на передвижение одно и то же.

Так будет и с любым иным примером любого другого конституционного права, что оставляет за собственным содержанием каждой такой правовой свободы таинственную пустоту. На деле же, само по себе право ничего не несет, оно оставляет за собой лишь возможность бороться за свободу и права, путем того же конституционного суда и прочих институтов, призванных их гарантировать.

Конституционное право это не свобода, это возможность и средства борьбы за свободу. Так, любой человек, каждый день, преодолевая расстояния, борется и завоевывает себе свободу передвижения.

Велосипед – аналогичное средство борьбы. И именно в тот момент, когда многие иные виды транспорта потеряли всякую свободу передвижения, велосипеду уготована роль нового инструмента, способного вернуть таковую.

Транспорт всегда был ареной борьбы за влияние разных заинтересованных сторон: нефтяные компании насаждают авто против трамвая и метро, европейская программа развития поездов сильно зажимает интересы автобусного сообщения, авиаперевозчики не дают строить мосты, а борьба за нефте- и газотранспортировку способна развязывать войны и т.д.

Город, сам по себе призванный связывать различные профессиональные деятельности, осуществляя некое масштабное разделение труда, теперь стал местом разделения и разобщения, где свободное перемещение – невиданная роскошь, доступная только избранным, важно фланирующим по оцепленным и безлюдным магистралям.

Свобода перемещения особенно нужна теперь, когда ее достижение связанно с особенными трудностями.

Особенности конструкции велосипеда и его колоссальное полезное действие, не ограниченное внешними факторами типа необходимости в топливе или вмешательства специалиста, делают его сильным и перспективным инструментом политической борьбы. Конструкция и схема работы велосипеда предельно просты и прозрачны, освоение веломеханики – дело не столь долгое, и не обязательно требующее специалиста.

Производить велосипед гораздо проще, чем, например, машину или самолет. Его можно производить и в полевых, и в каких либо иных ограниченных условиях, что убедительно доказывают огромное количество самодельных велосипедов и различных фестивалей необычных самоделок. Ремонт также является делом «ручного» характера, каждый пользователь может, не затрачивая большие временные ресурсы, содержать велосипед в рабочем состоянии неограниченное время.

Велосипед – механическое устройство и, в отличие от всех видов транспорта, не требует топлива из «внешнего» источника. Далее, хранить велосипед можно где угодно, он может быть быстро разобран и собран, он не издает запаха, он не требует для сохранности никаких особых условий. Еще велосипед не издает звука, он может оставаться незамеченным; он имеет малый вес, что делает его особенно мобильным, с ним можно оказаться в любом месте, для него не требуется особой инфраструктуры, типа мостов, дорог, причалов и аэропортов.

Скорость велосипеда – его решительное преимущество для политической борьбы. С одной стороны, она довольно высокая, может быть выше средней скорости передвижения по городу, и, с другой стороны, скорость его непрогнозируемая и неограниченна: трудно вычислить скорость отдельно взятого велосипедиста, ибо слишком много факторов влияет на это, начиная с личной физической подготовки и заканчивая характером местности, углом наклона поверхности и пр.

Это одно из самых существенных отличий велосипеда от всех иных типов транспорта, так как транспорт, существующий в определенно заданной инфраструктурной логике, всегда имеет прогнозируемую скорость. Но каждый отдельный велосипедист, зная свои возможности, всегда знает скорость и лучше управляет своим временем, тогда как, к примеру, для автомобилиста всегда загадка, каким временем он рискует.

Все эти возможности вкупе дают крайне мобильное (не требующее затрат времени на подготовку и использование), не предполагающее никакой специальной инфраструктуры, и сложно поддающееся контролю (без регистраций, без прав, без особых правил) политическое средство, доступное для каждого.

Велосипед как свободный транспорт, по сути, так и не был еще объявлен. Европейские междугородние велотрассы и вся велоинфраструктура, на деле, направлены, скорее, на контроль и управление велосипедом, это больше захват властью всех свободных потенций велосипеда, придание ему некого статуса, уравнение его со всеми другими видами транспорта, и, соответственно, целый корпус методов насилия над изначально свободным велопередвижением.

Россия, всегда бывшая относительно отсталой страной, нередко оказывалась полигоном неожиданных передовых экспериментов, возможных именно в силу ее отсталости и запаздывания действий власти. Здесь развилась уникальная культура хакеров, самые оригинальные художественные эксперименты зачастую рождаются именно здесь, да и великий левый эксперимент, как оказалось, мог стать возможным только в российских условиях.

Если госаппарат на десятилетия «упустил» или недооценил интернет, что позволило развиться многим инструментам, ставшим сегодня оплотом политической информационной свободы, то явное упущение и недооценка силы велосипедного движения должны привести к созданию уникального и мощного средства, позволяющего вести борьбу за свободу передвижения на новом уровне.

Пока на государственном уровне обсуждают сценарии внедрения велодорожек, или велопарковок в школах, а «хипстерски» ориентированные «просвещенные» деятели нового поколения делают из велосипеда некий фетиш, эстетский образ жизни, время требует захватить пространство свободным перемещением, вовлекая многих людей постоянной демонстрацией новых возможностей свободного транспорта.

Читать далее.