+7(499)553-09-03
Пн-Пт с 8:30 до 20:30 info@bigcitybike.ru

Российский велокурьер пересечет Латинскую Америку в проекте Let’s bike it!

Несколько лет назад в Москве стартовал проект Let’s bike it!, призванный продемонстрировать супервозможности и удобство велотранспорта, привлечь внимание тысяч людей к проблемам экологии и доступности городской среды. С Владимиром Кумовым, автором идеи и куратором проекта беседует Константин Долгополов, руководитель велосипедной службы срочной доставки BiG CiTY BiKE.

Мы начинаем серию велоинтервью со знакомства с Владимиром Кумовым. Узнаем, зачем в настоящий момент он едет по Латинской Америке на велосипеде, и поговорим о его видении перспектив веложизни в России.

Почему Владимир пропагандирует строительство велопарковок и велодорожек на основных автодорогах города, а не в парковых зонах и как он видит жизнь нашей столицы через призму велопередвижения?

Владимир, говорят, что знание языков развивает и обогащает личность, позволяя, с изучением нового языка, обрести «вторую душу». Будет ли преувеличением сказать, что Ваш хороший испанский дал рождение идее Большого путешествия по Латинской Америке?

Не думаю, что мой испанский настолько хорош… Скорее, мои путешествия и моё общение с латиноамериканцами подтолкнули к этой идее. Когда я начинал учить испанский язык, я пожил в Аргентине 3 месяца, там родилась идея проекта Let’s bike it!

Два года спустя я пять месяцев преподавал русский язык в Мексике, и был поражён скоростью, с которой они велосипедизируют Мехико, один из самых больших мегаполисов мира. Как-то так идея этого путешествия и родилась.

Вы ездите на работу на веле? Какой он, Ваш идеальный велосипед?

Мой идеальный велосипед для города — городской, красивый, с минимальным количеством скоростей. Сейчас у меня оливковый Linus, подаренный магазином CityCycle. Вполне идеальный для меня.

У него всего 3 скорости, но для города этого более чем достаточно. На таком велосипеде, конечно, приятнее было бы ездить по велодорожкам, поэтому пока я передвигаюсь больше на общественном транспорте.

К тому же, в последнее время я не работаю в офисе. Мой офис там, где я и мой ноутбук.

Тут стоит пояснить, что Let’s bike it! — проект некоммерческий, и идея Владимира проехать через десять стран Латинской Америки получила воплощение благодаря поддержке спонсоров – сети магазинов «Велосайт» и бренда outdoor-одежды Berghaus.

Владимир, Вы — талантливый журналист и пиарщик и за последние два года дали множество интервью в СМИ с целью популяризации велосипеда, как комфортного и экологичного городского транспорта. Сегодня Вы отправились в путешествие по странам Латинской Америки длиною более 12 тыс.км. Какую цель преследуете?

Это моё второе большое путешествие на велосипеде. Первое было из Петербурга в Лиссабон. Цели похожи — рассказать и показать велодвижение стран, через которые проезжаем. Просто, если почти все знают, что Нидерланды — велосипедная страна, а Копенгаген — велосипедная столица мира, то о велодвижении в Латинской Америке в России известно мало. Оно здесь только недавно начало развиваться, при этом очень быстро захватывает новые города.

Взять, к примеру, Мехико. Город в несколько раз больше Москвы, но размер никого не пугает: ежегодно строятся десятки километров велодорожек, два года назад был создан удобный муниципальный велопрокат, ведётся активная работа по популяризации передвижения на велосипеде. Москва вполне могла бы перенять некоторый опыт. Ну, или хотя бы перестать бояться собственного размера.

Какие трудности подстерегают велокоманду из 2-х человек в пути, и как вы их преодолеваете?

Два человека, проводящие друг с другом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю — это всегда сложно психологически. Какие-то мелкие ссоры или усталость друг от друга почти неизбежны. Здесь важно помнить о целях путешествия, если таковые имеются. Фокусировка на результате общего проекта обычно помогает избежать многих проблем. Чёткое распределение обязанностей и доверие — ещё два инструмента построения отношений в команде.

Так получилось, что Стасу, моему другу и напарнику в данном путешествии пришлось вернуться в Россию. Ему на смену приезжают два парня, с которыми мы прежде не были знакомы. Первая очевидная задача — найти общий язык и быстро настроиться на одну волну, чтобы было проще бороться с трудностями, которые поджидают путешествующих втроём. Например, думаю, будет сложнее находить «вписки» у местных жителей, ну, или поймать машину, если возникнет такая необходимость.

В чем феномен популярности MTB в России? Он как-то повлиял на ваш выбор типа велосипедов для путешествия?

Популярность горного велосипеда говорит только об отсутствии велокультуры и понимания, что велосипеды могут быть разными. В сложившейся в России парадигме велосипед является лишь спортом.

В массовом сознании велосипед как транспорт долгое время отсутствовал. Городские велосипеды в веломагазины почти не завозились. Сейчас, правда, ситуация меняется.

На наш выбор это никак не повлияло, мы едем на гибридах с 28-ми колёсами, которые позволяют передвигаться достаточно быстро и не требуют идеального дорожного покрытия.

Вы открыты для приема в путешествие новых участников? Если да, то каков, на ваш взгляд, идеальный состав команды и какие требования к участникам Вы предъявляете?

 Скажем, такая возможность не исключается. Если у кого-то возникнет непреодолимое желание к нам присоединиться, то в первую очередь мне, как куратору данного проекта, будет интересна мотивация человека. Просто покататься в поисках приключений — это не к нам.

Обязательно спрошу, чем человек может помочь проекту и чем навредить. Хвалить себя все умеют, но реально оценить и озвучить свои минусы может не каждый. Это важно. Ещё из обязательного: знание языков и возможность самостоятельно профинансировать собственное участие.

Мы, велопередвиженцы, должны стать частью дорожного движения в глазах других его участников. Вы согласны?

Конечно :)

Вы регулярно участвуете в дискуссиях и в группах о развитии велосипеда как транспортного средства, и зачастую ваши собеседники проявляют изрядную долю скепсиса, ведомые древними стереотипами. Как Вы можете охарактеризовать отношение велосипедных сообществ/субкультур к вашему проекту?

Сейчас весна, а это значит, что десятки велоклубов по всей стране будут проводить «Открытие велосезона»… Милая традиция, но когда в апреле и мае десятки клубов и сообществ рассылают в СМИ пресс-релизы об открытии велосипедного сезона, наполняют интернет данной темой, происходит укрепление стереотипа «велосипед — это только летом».

Отсюда возникает логичный вопрос: «зачем строить велодорожки, если велосипед как транспорт может использоваться только полгода?» Вот власть ничего и не строит. В прошлом году мы написали у себя в группе ВКонтакте эту идею и предложили велоклубам переименовать свои массовые весенние заезды, например, в «проводы зимы» и сместить акцент на тех, кто выбирает велосипед даже в мороз.

В итоге, целый ряд велоклубов объявил нам бойкот. Московские клубы даже выступили против Велопарада Let’s bike it!, прошедшего 20 мая прошлого года и собравшего около 8000 человек, хотя основной его посыл был: «Городу нужна велоинфраструктура!»

К счастью, есть и более гибкие велоклубы, которые сразу поддержали нашу идею. Что же касается велосипедных субкультур, то мы со многими очень хорошо дружим. Fixed Gear сообщества и клубы растабайкеров Москвы и Петербурга участвуют почти во всех наших мероприятиях, а мы обычно оказываем информационную поддержку их инициативам.

Что вдохновляет Вас отстаивать свою точку зрения в общении с властями, что дает силы не перегореть?

Признаться, желание всё бросить возникает довольно часто, но всегда находятся люди, которые вдохновляют продолжать начатое. Это участники проекта, волонтёры, ребята из других городов со своими проектами… или даже иностранцы, которые присылают нам информацию о велодвижении в своих странах или поддерживают нас в путешествиях.

За вашими плечами показ фильма о вашем путешествии из Санкт-Петербурга в Лиссабон в более чем 60 городах, организация лекций по урбанистике с привлечением ведущих специалистов из зарубежных стран, проведение долгожданного велопарада Let’s bike it! в мае 2012 года и московская премьера кинофестиваля Bicycle Film Festival в «35мм». Какие новые акции Вы планируете в этом году?

Совершенно точно можно сказать, что мы планируем сделать фильм о путешествии по Латинской Америке и готовим сейчас второй Велопарад, который планируется провести 19 мая. Всё остальное, думаю, пока лучше оставить в качестве сюрприза.

Ренессанс велосипеда дал начало таким коммерчески успешным проектам как велокурьерские службы PedalBXL в Брюсселе и T-Serv в Токио. Let’s bike it! призвали к отказу от принципа сезонности велопередвижения в России, как в связи с этим Вы оцениваете перспективы развития круглогодичной велосипедной службы срочной доставки в Москве?

Один из двух новых участников путешествия по Латинской Америке, Миша Рацкевич, работал велокурьером, в том числе и зимой. Этот пример, с учётом московских постоянных пробок, говорит только об одном — перспективы отличные. Несомненно, в больших городах России подобная служба быстро набрала бы популярность.

Читая «Записки велосипедиста» Девида Бирна 20-летней давности, невольно проводишь параллели между описанными им гетто покинутых средним классом американских мегаполисов с обособленными бетоном транспортных развязок районами и тем, во что сегодня превращается автомобильная Москва. Перспективы, которые открываются Вам в путешествии по странам с очень быстро развивающимся велодвижением дают основания надеяться на лучший сценарий развития для Москвы?

Отличная, кстати, книга. Но, говоря об американских городах и велосипедизации, я всегда в пример привожу «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова. Их описание Нью-Йорка почти столетней давности и то, что мы можем видеть сейчас — как небо и земля. Они, например, писали: «Нью-Йорк захвачен в плен автомобилями, и автомобили ведут себя в городе, как настоящие оккупанты, — убивают и калечат коренных жителей, обращаются с ними строго, не дают пикнуть. Люди отказываются от многого, лишь бы напоить своих угнетателей бензином, утолить их вечную жажду маслом и водой». Как будто о нынешней Москве писали.

Нью-Йорк уже изменился, меняются и другие города всего американского континента (здесь их не разделяют на два). Некоторое время назад, стремительно изменившаяся колумбийская Богота, стала примером почти для всех стран Южной и Северной Америки. Придуманная там Ciclovia (перекрытие центральных улиц города для автотранспорта каждое воскресенье, движение по ним только на велосипедах, пешком или на роликах) сейчас проводится в нескольких десятках городов Латинской Америки и даже в США.

Буэнос-Айрес всего за несколько лет обзавёлся сетью велодорожек в несколько сотен километров и, кстати, вдохновил меня на проект Let’s bike it! в 2010 году.

Примеров быстрых и качественных изменений здесь очень много. Я уверен, Москва тоже может стать комфортнее и более bike friendly, вопрос лишь один — как скоро? Помимо создания велоинфраструктуры, здесь ведётся активная информационная кампания по популяризации велосипеда как транспортного средства, у нас же разговор среди чиновников, как правило, заканчивается на уровне краски и асфальта.

В путешествии вы подпеваете на ходу звукам кумбии из вашего портативного аудио, поражая аборигенов! Какой-то забавный случай, встреча? Поделитесь!

Забавные случаи и встречи случаются здесь почти каждый день. К примеру, в первый наш день в Панаме, мы совершенно случайно встретились с группой велосипедистов, которые каждую неделю в среду ездят вместе по ночному городу. С нашими сумками на багажниках мы проехали вместе с ними 25 км по городу, познакомились с Барбарой, организатором этих заездов.

Позже узнали, что сама она из Бразилии, а эти ночные заезды организовала только потому, что у неё на родине очень много велосипедистов в городах, здесь же она была чуть ли не единственной. Ей захотелось это изменить. А после отъезда Стаса, я живу у Барбары дома уже две недели в ожидании замены. Много интересного о велодвижении успели обсудить.

Владимир Кумов, автор идеи и куратор проекта Let’s bike it!, участник велосипедного путешествия по Латинской Америке, едет в аэропорт Панама-сити встречать замену своему выбывшему напарнику Стасу Дмитриеву, с которым проехал более 3000 км от Мексики до Панамы. Сегодня ночью Владимир не спал, он волновался – впереди 8000 км путешествия до Аргентины с новыми людьми, c еще незнакомыми ему Михаилом Рацкевичем и Егором Смирновым. Да, теперь их будет трое, и это сюрприз!

Пожелаем Владимиру и ребятам всего наилучшего!

Поддержать проект можно здесь http://letsbikeit.ru/support/.

Один комментарий на «“Российский велокурьер пересечет Латинскую Америку в проекте Let’s bike it!”»

  1. ES:

    Уже неделю, как знакомы) едем дальше!