+7(499)553-09-03
Пн-Пт с 8:30 до 20:30 info@bigcitybike.ru

Срочная доставка

Недостаток информации – главная причина медленных темпов развития велокурьерства в России. Сегодня фирмы, занимающиеся велодоставкой, существуют только в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах.О текущей ситуации, перпективах и немного о велосипедной службе срочной доставки Big City Bike в велосипедном журнале “Provelo” (Выпуск №4 (36) 2013)

Текст: Елена КОЛОСЕНЦЕВА

Как все начиналось

«О велокурьерской службе я узнал в начале 1990-х из телевизионного сюжета, — вспоминает руководитель питерской компании Prompt delivery Антон Храмов. — Позже, путешествуя с семьей по Европе, воочию увидел байк-мессенджеров». Когда в 2008-м Антон задумался над созданием собственного бизнеса, идея витала в воздухе. «На велофорумах эта тема обсуждалась давно, но в реальности такого сервиса в России тогда не было, — продолжает Храмов. — Большинство придерживалось мнения, что при наших погодных условиях и безобразном поведении автомобилистов на дорогах не создашь подобную компанию. Мы доказали обратное. И даже убедились, что можно работать зимой». Так в Северной столице появилась первая в России велокурьерская служба доставки. «Изначально ко мне пришли трое ребят. Со временем состав менялся. Сейчас у нас пятеро постоянных сотрудников и двое запасных, но к лету будем расширяться», — делится планами Антон.

Служба срочной доставкиЕсли в Санкт-Петербурге велодоставкой до сих пор занимается одна фирма, то в Москве их две: Velomessenger и Big City Bike. «В свое время меня поразили велокурьерские службы в Европе, и я загорелся идеей привить этот опыт в нашей стране», — рассказывает генеральный директор Big City Bike Константин Долгополов. Он недавно открыл дело, поэтому велокурьеров пока немного, четверо на линии. Однако планы далеко идущие — к концу года увеличить ежедневный штат до 20 велосипедистов.

Спасители в джерси

В любой стране, Россия в данном случае не исключение, байк-мессенджеры составляют отдельный класс курьеров. Они спортивного телосложения, подтянуты и, судя по словам начальников, необыкновенно вежливы. «Мы отдаем предпочтение тем, кто без особого напряжения проедет за день 80—100 километров и при этом сможет правильно распределить время, чтобы успеть на все объекты. Также требуются ответственность, коммуникабельность и учтивость с клиентами, несмотря на все трудности, возникающие в дороге», — описывает идеального сотрудника Антон Храмов. Кандидатов он встречает по одежке. Соискателей в велоформе и тем более в соответствующей обуви берет без вопросов. В Big City Bike персонал проходит не только собеседование, но и тесты по графологии и соционике. Цель — создать сплоченный коллектив, куда легко вольется каждый новичок. Однако по-настоящему пригодность человека к данному ремеслу определяется только опытным путем.

В зависимости от количества выполненных заказов питерские велокурьеры при графике пять дней в неделю могут заработать около 20 тысяч рублей в месяц, московские — 30. Так как для большинства это не профессия, а подработка, не обходится без текучки кадров. Кто-то уходит навсегда, кто-то возвращается в теплое время года, а кто-то черпает здесь идеи для творчества. Курьер Сергей из Prompt delivery, по специальности дизайнер, планирует создать интерьерный объект с использованием элементов велосипеда. Самый опытный байк-мессенджер той же компании — Константин. Будучи фотохудожником, впечатления от езды по городу он увековечивает в фотографиях. В службе доставки выполняет самые сложные задания, требующие подчас нетривиального решения. Однажды в Prompt delivery позвонила женщина, которая попала в больницу и попросила привезти из дома документы и вещи: муж задерживался на работе и не успевал к ней заехать. Добравшись до квартиры заказчицы, курьер обнаружил, что дети, запертые там, не могут открыть дверь изнутри. Смекалистый парень нашел-таки выход из положения: вещи ему спустили с пятого этажа в пакете на веревке.

Вам письмо

Главное преимущество доставки на двух колесах — скорость. В деловом центре города, где автомобилисты стоят в пробке и ищут место для парковки, а пешие посыльные передвигаются на метро и тратят время на пересадки, велокурьер на один заказ расходует в среднем 15-20 минут. С одного конца Москвы до другого доезжает за 1,5 – 2 часа. Компаниям не нужно тратиться на бензин и обслуживание автомобилей, поэтому себестоимость услуги мала, а цена приятно удивляет. Тарифы зависят от районов и срочности. Например, в центре Петербурга доставка в течение часа обойдется в 300 рублей, а в Кировском районе — в 400 рублей. Если маршрут захватывает несколько зон, стоимость рассчитывается по тарифу более дорогой из них. В Северной столице три зоны, в Москве – пять. В Белокаменной с Охотного Ряда до Теплого Стана доставка в течение дня стоит 390 рублей, в течение двух с половиной часов – 600 рублей. Зимой расценки идентичны летним и почти не меняются из года в год.

Служба срочной доставкиОсновные клиенты служб доставки — интернет-магазины. Московским байк-мессенджерам доводилось транспортировать в рюкзаке автомобильный бампер, петербургским – букет тюльпанов. Часто перевозят документы, требующие личной подписи. Или печатную продукцию. «Однажды я ехал через весь город, чтобы доставить образец — маленький шнурок для беджа», — вспоминает Сергей Павленко из Prompt delivery. — В другой раз развозили по всем питерским школам плакаты с информацией о конкурсе, выигранном одной компанией. Такие поездки, когда один заказчик и несколько пунктов назначения, выгодны велокурьерам».

Найдите отличия

В 70-е годы прошлого века велокурьеры США создали субкультуру любителей велосипедов с фиксированной передачей. Приверженность к «глухарям» распространилась по всему миру. В Россию она пришла в 1990-е и на десять лет опередила появление самих велокурьерских компаний, поэтому наши байк-мессенджеры немного отличаются от западных коллег. Немногие из почитателей fixed gear работают байк-мессенджерами, а те, в свою очередь, не стремятся пересаживаться на фикс. Что в Москве, что в Петербурге курьеры ездят на кросс-кантрийных велосипедах, немногие — на шоссейниках и единицы — на фиксе. Изначально американские велокурьеры выбирали велосипеды с глухой передачей из-за дешевизны. Стоили они мало, в связи с отсутствием изнашиваемых деталей отличались неприхотливостью в обслуживании, воришек не привлекали. В России же среди любителей наиболее распространены MTB-модели. Хотя есть исключения. Андрей Сундуков из Big City Bike уже полтора года ездит на «глухаре». «Отсутствие тормозной системы не лишает нас возможности затормозить, прикладывая мускульное усилие, — отмечает он. — Конечно, иногда такой способ по эффективности уступает механическому. Для большей уверенности при езде в плотных пробках, где часто приходится резко тормозить, скорее всего, поставлю дисковый передний тормоз».

Еще одно отличие наших курьеров от западных — более спокойный стиль катания. Антон Храмов объясняет: «Почему за рубежом ездят агрессивнее? Дело в том, что байк-мессенджеры избегают велодорожек, по которым среднестатистический велосипедист перемещается со скоростью 10 километров в час, и предпочитают автомобильные трассы, где их появление никто не приветствует. Отсюда возникают конфликты. Другая причина размеренной езды в России заключается в том, что за границей привыкли к велосипедистам на дороге и, выходя из машины или перестраиваясь, обязательно смотрят в зеркала. У нас же нет гарантии, что тебя заметят, поэтому стараемся ездить осторожнее, чтобы уберечься». Андрей Сундуков вторит: «Я не сбиваю зеркала, не ругаюсь с водителями, пытаюсь проявлять вежливость на дороге. Моя средняя скорость в городе составляет 23-25 километров в час».

Взгляд в будущее

Руководители служб не исключают, что со временем объединят несколько способов доставки и помимо велокурьеров возьмут в штат пешеходов и автомобилистов. Пока же, чтобы быть конкурентоспособными на длинных расстояниях, закупают складные велосипеды, которые легко перевозить в метро, а также велоприцепы.

Служба срочной доставки«Мы активно сотрудничаем с интернет-магазином продуктов для вегетарианцев и веганов. — говорит Константин Долгополов. — Прежде они обращались за помощью к пешим курьерам. Те обвешивались рюкзаками, брали в руки пакеты и шли в метро, преодолевая турникеты, лестницы и эскалаторы. Мы же планируем перевозить их заказы на прицепах, которые удерживают до 80 килограммов. Еще меня заинтересовал опыт одной немецкой сети супермаркетов. Вместе с городской службой занятости они организовали из безработных группу велокурьеров, доставляющих покупки на дом».

Владельцы фирм, занимающихся велодоставкой, уверены в светлом будущем своего бизнеса. Загвоздка лишь в российском менталитете и недостатке информации. «На Западе курьеры в первую очередь ассоциируются с байк-мессенджерами. У нас же о них мало кто знает. В понимании обывателя курьер – это пешеход или водитель на «Газели» и лишь потом велосипедист, — констатирует Антон Храмов. — Тем не менее сейчас у курьерских служб постоянная клиентская база. Компании, оценившие скорость и удобство доставки на двух колесах, не отказываются от нее. По самым оптимистичным прогнозам через 10-15 лет велокурьерская служба в России станет не менее популярна, чем в США».

Один комментарий на «“Срочная доставка”»

  1. Dmitry Sinegribov:

    Жалко что мало платят, так бы бросил админство и ушел в велокурьеры.